Другие способы входа
Сопровождение, доработка, обучение
Вакансии
Меню
Услуги
Наши работы
Компания
Кострома
Москва
Июнь 2017 г.
Начиная с версии 2.0.27.5 конфигурации «Бухгалтерия государственного учреждения» реализована новая подсистема «Учет горюче-смазочных материалов», которая предназначена для расчета нормативного и фактического расхода горюче-смазочных материалов (ГСМ), а также для их списания и формирования печатных форм путевых листов.
Раньше механизм учета горюче-смазочных материалов (ГСМ) казался сложным и трудоемким, но использование данной подсистемы существенно упрощает его, так практически все расчеты выполняются автоматически, на основании ранее введенных данных.
Правильное ведение учета ГСМ уменьшает расходы учреждения, так как корректное отражение расходов на эксплуатацию транспорта уменьшает базу для начисления налога на прибыль. Но при этом важно помнить, что в соответствии с п. 1 статьи 252 «Расходы. Группировка расходов» НК РФ все расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.
Также необходимо отметить, что основная задача – это не уложиться в установленные распоряжением нормы, а грамотно обосновать фактический, реальный расход топлива. Для корректного его отражения в конфигурации необходимо разобрать все нюансы и особенности учета горюче-смазочных материалов.
К горюче-смазочным материалам относят:
Горюче-смазочные материалы учитываются на счете 105.23 «Горюче-смазочные материалы — особо ценное движимое имущество учреждения» (рис 1) и на счете 105.33 «Горюче-смазочные материалы — иное движимое имущество учреждения» (рис.2), принимаются к учету по фактической стоимости в качестве материальных запасов.
Рис. 1
Рис. 2
Принятие горюче-смазочных материалов к учету
Принятие горюче-смазочных материалов может производиться несколькими способами:
Списание горюче-смазочных материалов
Перед списанием ГСМ необходимости определить:
Нормы расхода
В распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» говорится, что данные нормы используются для отражения расхода топлива на осуществление именно транспортного процесса, нормы расхода на прочие нужды устанавливаются отдельно.
Согласно данному распоряжению устанавливается 3 вида норм:
Поправочные коэффициенты используются при:
Отметим что соблюдение данных рекомендаций является правом налогоплательщика, а не обязанностью, что указано в письме Минфина России от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097 «При определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N AM-23-p.».
Фактический расход ГСМ
Списание фактического расхода горюче-смазочных материалов производится на основании данных путевых листов. Путевой лист - это основной первичный документ учёта работы водителя и пробега, маршрута, выдаваемый водителям транспортных средств. Приказ Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" утверждает обязательные для заполнения реквизиты, а именно:
Путевой лист необходимо оформлять на каждое транспортное средство, но при этом если оно используется несколькими водителями посменно, то допускается оформление нескольких путевых листов на одно транспортное средство.
Следует также отметить, если расход по норме больше фактического, то списание осуществляется по фактическому расходу. Если же наоборот, то списание осуществляется по нормам расхода. При этом, в соответствии с письмом Минфина РФ от 8 июля 2011 г. N 02-06-10/3056 «О списании горюче-смазочных материалов по нормам расхода топлива, рекомендуемым Министерством транспорта РФ», списание указанного превышения (перерасхода) может производиться по распоряжению руководителя учреждения при наличии объективных причин, повлекших перерасход ГСМ при эксплуатации автомобиля в определенных условиях, в определенной местности. При установлении вины водителя, допустившего перерасход топлива при ненадлежащей эксплуатации служебного автомобиля, сумма выявленного перерасхода учитывается в бюджетном учете учреждения как недостача и взыскивается с водителя в установленном порядке
Налоговый учет
Затраты налогоплательщика на приобретение топлива, расходуемого на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) относятся к материальным расходам (Пп. 5 п. 1 ст. 254 «Материальные расходы» НК РФ). В свою очередь расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) относятся к прочим расходам (Пп. 11, п.1 ст. 264 «Прочие расходы» НК РФ). Но в этом случае стоит помнить, что порядок отнесения к видам затрат зависит от цели использования транспорта. Например, если транспортное средство используется для доставки материалов, то затраты будут отнесены к материальным расходам, но если автомобиль применяется для служебных целей, в этом случае затраты следует отнести к прочим расходам.
Отражение в ПП «1С:Бухгалтерия государственного учреждения», ред. 2.0.
Для отражения учета горюче-смазочных материалов в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения», редакция 2.0 необходимо включить возможность использования подсистемы «Учет ГСМ». Данная настройка выполняется 1 раз. Для этого необходимо перейти в подраздел «Настройка параметров учета» раздела «Администрирование» (рис.3).
Рис.3
В специализированной подсистеме «Учет горюче-смазочных материалов» требуется включить возможность ее использования (рис.4).
Рис.4
Прежде чем списать ГМС, необходимо определить фактический и нормативный расход ГСМ на основании данных путевого листа. Для его таксировки, то есть определения денежной оценки операций, предназначен документ «Таксировка путевого листа», который находится в разделе «ГСМ», появившемся после включения опции использования соответствующей подсистемы (рис. 5)
Рис.5
Работа с данным документом осуществляется в списке документов «Таксировка путевых листов» (рис. 6)
Рис. 6
Данный документ предполагает два режима его использования
В случае использования режима «Расчет расхода ГСМ по путевому листу» создать документ «Таксировка путевого листа» можно на основании документа «Путевой лист» (рис.7)
Рис.7
Заполнение документа «Путевой лист»
Рассмотрим заполнение документа «Путевой лист», который предполагает формирование несколько видов документов:
В шапке документа «Путевой лист» требуется выбрать транспортное средство, которое заполняется из списка справочника «Основные средства». На закладке «Горючее» табличной части документа «Путевой лист» необходимо заполнить данные о фактическом и нормативном расходе ГСМ. Результат считается автоматически на основании заполненных данных (рис. 8).
Рис. 8
На закладках «Выезд» и «Возвращение» табличной части документа требуется заполнить показания спидометра (км) при выезде и по возвращению (рис.9)
Рис.9
Необходимо также заполнить на закладке «Маршрут» количество пройденных транспортным средством километров, время выезда и возвращения, а также контрагента (заказчика), который выбирается из списка справочника «Контрагенты» (рис. 10)
Рис. 10
На закладке «Результаты» требуется заполнить общее количество часов в наряде и количество пройденных транспортным средством километров. Кроме того, документ позволяет рассчитать заработную плату за часы и за километраж (рис. 11)
Рис. 11
Заполнение документа «Таксировка путевого листа» с видом таксировки «Расчет расхода ГСМ по путевому листу»
После заполнения документа «Путевой лист» можно произвести его таксировку. Для начала рассмотрим формирование документа с видом «Расчет расхода по путевому листу». В документе «Таксировка путевого листа» необходимо выбрать соответствующий путевой лист (рис. 12). В случае замены счетчика пробега нужно установить флаг «Первая таксировка после сброса (замены) счетчика пробега». Показания спидометра заполняются автоматически на основании путевого листа. Если для одного транспортного средства необходимо наличие двух путевых листов с одинаковой датой, то следует указать «смену».
Рис. 12
В табличной части документа на закладке «Исходные данные» по кнопке «Заполнить» автоматически заполняется маршрут движения по данным путевого листа (рис. 13). Можно увидеть расшифровку формулы расчета нормативного расхода ГСМ, нажав на соответствующую кнопку «Показать формулу расчета».
Рис. 13
Для корректного отражения расхода ГСМ в программе также необходимо заполнить нормы расхода, поправочные значения и поправочные коэффициенты, рассмотренные ранее (рис. 14).
Рис.14
Поправочные значения для расчета норм расхода ГСМ является индивидуальным параметром конкретного транспортного средства, у которого фактический расход ГСМ в силу объективных индивидуальных причин отличается от нормативного расхода для аналогичных транспортных средств, заданных нормативными документами.
Если требуется внести поправочные коэффициенты, необходимо предварительно их создать (рис.15).
Рис. 15
Расчет расхода ГСМ заполняется автоматически по данным путевого листа с учетом поправочных коэффициентов, при нажатии на кнопку «Рассчитать нормативный расход ГСМ» (рис. 16). Если расход осуществлялся с помощью карт или талонов необходимо ввести эти данные. Для расчета значение фактического расхода для смазочных материалов следует нажать на кнопку «Рассчитать фактический расход всех смазочных материалов»
Рис. 16
Для списания горюче-смазочных материалов следует заполнить табличную часть «Списание ГСМ» документа «Таксировка путевого листа». После подбора соответствующей номенклатуры необходимо указать счет списания (рис. 17).
Рис. 17
При проведении документа формируются следующие проводки (рис. 18)
Рис. 18
После заполнения и проведения документа можно сформировать и распечатать Справку расчет нормативного и фактического расхода ГСМ (рис. 19) и Акт о списании материальных запасов (рис.20).
Рис. 19
Рис. 20
Заполнение документа «Таксировка путевого листа» с видом таксировки «Сводный расчет расхода ГСМ по таксировкам»
Данный способ удобно использовать, если списание ГСМ невозможно провести в течение периода, например, если учреждение применяет топливные карты и списание осуществляется на основании документов поставщика в конце месяца.
Документ заполняется по данным таксировок путевых листов, созданных в течение периода. Табличная часть документа заполняется по кнопке «Заполнить список документов таксировки» (рис. 21).
Рис. 21
Дальнейшее заполнение документа осуществляется аналогично рассмотренному ранее заполнению таксировок с видом «Расчет расхода ГСМ по путевому листу».
Таким образом, отражение учета горюче-смазочных материалов в ПП «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» осуществляется намного проще, чем было ранее, за счет автоматического формирования документов на основании уже заполненных данных.
Введите ФИО
Введите телефон
Введите E-mail
Введите комментарий
Введите информацию
Заполняя форму, я принимаю политику конфиденциальности
Выбранные услуги:
Зарегистрируйтесь, чтобы получить бесплатный доступ к ценной информации! После регистрации Вы сможете продолжить чтение этого методического материала .
Для того, чтобы продолжить читать статью далее, необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
Введите фамилию
Введите имя
Введите отчество
Введите организацию
Введите должность
Не принята политика конфиденциальности