Другие способы входа
Сопровождение, доработка, обучение
Вакансии
Меню
Услуги
Наши работы
Компания
Кострома
Москва
Июль 2013 г.
Для любого предприятия, нацеленного на долгосрочное развитие бизнеса, важно хранить и анализировать различную информацию о клиенте, отслеживать все стадии отношений с клиентом, анализировать доходность и прибыльность по каждому клиенту, региону, рынку и группе товаров (продукции).
Выделение стратегически важных партнеров (покупателей) позволит выработать гибкую схему работы с данным сектором: заключение долгосрочных договоров, персональные скидки и цены, дополнительные условия по договорам, минимальный контроль по срокам и суммам задолженности.
Выявление наиболее/наименее востребованного ассортимента товаров (продукции) позволит определить уровень необходимых запасов, выявить группы, продажи которых целесообразнее производить по предварительной договоренности с покупателями, постепенно вывести из оборота группы с низким спросом и случайным потреблением.
В программном продукте «1С:УПП Управление Производственным Предприятием» автоматизирован процесс получения этой важнейший управленческой информации с помощью двух категорий:
ABC-классификация в «1С:УПП 8» основана на правиле Парето: за большинство возможных результатов (80%) отвечает относительно небольшое число причин (20%) т.е. Если применить данный принцип к проблеме отношений с клиентами это правило звучит так: 20 % клиентов обеспечивают 80 % выручки (и наоборот, 80 % клиентов обеспечивают лишь 20 % выручки). Если применить к объему производимых продаж: 80% объема продаж обеспечивают 20% ассортимента. Предприятию важно выделить для себя эти 20% как по клиентам, так и по реализуемому ассортименту товаров для определения стратегии развития бизнеса.
Следовательно, менеджеру по работе с клиентами имеет смысл направлять свои основные усилия на привлечение и удержание крупных клиентов. А предприятие должно предлагать крупным клиентам особо выгодные условия для сотрудничества. АВС-классификация позволяет разбить клиентов на три группы важности:
Рис.1
В данной настройке выбирается основной параметр, на основе которого программой будет произведена классификация покупателей. Программой предложены следующие варианты:
По сумме выручки – сумма выручки берется равной общей сумме продажи, без учета НДС;
По сумме валовой прибыли – сумма рассчитывается как стоимость продажи, уменьшенная на себестоимость реализованных товаров (продукции).
Примечание: При анализе этих параметров рассматриваются все торговые операции, произведенные в указанный период (реализация товаров, продукции, работ, услуг).
Для присвоения покупателям определенного класса в программе используется документ «АВС-классификация покупателей» (интерфейс «Управление продажами» - меню «CRM»).
В шапке документа указывается дату определения класса покупателя.
Начинаем работу с документом с закладки «Параметры»:
В поле «Параметр распределения (из учетной политики)» - отображается значение параметра, установленное в учетной политике (управленческий учет).
В полях «Критерии распределения» необходимо установить данные для распределения классов (рис. 2).
Рис. 2
ВАЖНО: Сумма указанных параметров должна составлять 100%.
Значение, указанное в каждом поле, является границей включения покупателя в тот или иной класс. Например, к С-классу относятся покупатели, объем выручки от которых составляет до 10% от общей выручки от продаж.
Закладка «Распределение»
На данной закладке указывается период, за который производится анализ.
Табличная часть заполняется автоматически по кнопке «Заполнить» на основе данных о выручке, полученной от каждого покупателя за указанный период (рис. 3):
Рис. 3
Для удобства проверки полученных данных можно воспользоваться отчетом «Валовая прибыль» (рис. 4):
Рис. 4
Также полученную информацию по каждому контрагенту можно детализировать с помощью кнопки «Перейти» (рис. 5):
Рис. 5
Данный документ можно редактировать вручную: добавлять или удалять строки, изменять класс покупателя. Например, в случае если выручки по покупателю в данном периоде получено немного, но покупатель является перспективным, может быть принято решение о присвоении ему (вручную) высокого класса.
Пиктограмма в виде стрелки показывает, что в данном периоде было повышение класса (стрелка направлена вверх), понижение класса (стрелка направлена вниз) или изменение класса не произошло (стрелка расположена горизонтально).
Класс каждого клиента можно посмотреть:
в карточке контрагента на закладке «Как покупатель» (рис. 6):
Рис. 6
или в отчете «АВС-анализ покупателей» (рис. 7):
Рис.7
По каждому клиенту также будет храниться история по изменению класса в регистре сведений «Список АВС-классификация покупателей». Ее можно просмотреть из документа «АВС-классификация покупателей» по кнопке «История» (рис. 8):
Рис. 8
Согласно стадиям развития взаимоотношений с клиентами (частоты и объема производимых закупок) в программе выделены следующие категории покупателей:
Потенциальные покупатели – покупатели, состоящие в клиентской базе (занесенные в справочник «Контрагенты»), по которым за указанный период не было отгрузок;
Разовые покупатели – покупатели, совершившее за период минимальное количество покупок (данное значение устанавливается организацией самостоятельно);
Постоянные покупатели - покупатели, совершившее за период количество покупок, превышающее минимально установлено;
Потерянные покупатели – покупатели, у которых постоянно снижается объем и частота производимых закупок.
Постоянные покупатели в свою очередь классифицируются по частоте закупок:
Стабильные закупки – X класс;
Нерегулярные закупки – Y класс;
Эпизодические закупки – Z класс.
Автоматическая оценка стадий отношений и определение XYZ-классификации в программе отражается документом «Классификация покупателей по стадиям взаимоотношений» (интерфейс «Управление продажами – меню CRM).
Закладка «Параметры» (рис. 9):
Рис. 9
Коэффициентом вариации определяется стабильность (устойчивость) указанного вариационного ряда. В качестве базы для расчета коэффициента и определения класса устойчивости постоянных покупателей является параметр, установленный в учетной политике (управленческий учет) на закладке «Классификация покупателей» (рис. 10):
В нашем примере за базу для анализа возьмем Сумму валовой прибыли.
Обратите внимание: Чем ниже коэффициент вариации, тем устойчивее считаются взаимоотношения с данным клиентом и тем выше класс который ему присваивается.
Считается, что если коэффициент вариации превышает 33%, то совокупность считается нестабильной и строить прогнозы на основе таких данных нельзя.
Примечание: При анализе этих параметров рассматриваются только торговые операции по реализации товаров и продукции, произведенные в указанный период (реализация услуг исключается из выбранного параметра по распределению).
В поле «Периодичность» указывается периодичность, с которой анализируется информация;
В поле «Количество периодов» указывается количество анализируемых периодов;
В поле «Дата окончания» указывается конец анализируемого периода.
На основе данных, указанных на рисунке, можно сделать вывод, что анализируется период за май-июнь 2013 года.
Закладка «Распределение» заполняется автоматически по кнопке «Заполнить» на основе выбранного параметра (в нашем примере это «Валовая прибыль»). В колонке «Параметр (значение)» отражается валовая прибыль, полученная от каждого покупателя за май-июнь 2013 г. (рис. 11).
Рис. 11
При распределении все покупатели автоматически разбиваются по стадиям взаимоотношений на основе выбранного параметра и рассчитанного коэффициента вариации. Постоянным покупателем в свою очередь присваивается XYZ-класс. Пользователь может вручную изменять стадию или XYZ- класс покупателя, а так же удалять или добавлять строки. Кроме того в колонке «Контрагент» пиктограммами для каждого покупателя показывается изменение стадий с текущим покупателем.
Из полученного распределения видим, что к стадии «Постоянный покупатель» (из нашего условия это более 1 покупки за рассматриваемый период) относятся Покупатель1 и Покупатель 2. К стадии «Разовый покупатель» (1 покупка за рассматриваемый период) относятся Покупатель 3 и Покупатель 4. Стадии были присвоены на основе стабильности рассматриваемого показателя «Валовая прибыль».
Постоянным покупателям были присвоены классы в зависимости от периодичности и объема производимых закупок.
Для анализа и проверки полученных результатов можно воспользоваться отчетом «Валовая прибыль». Подключим в группировку строк отчета «Документ движения (регистратор)».
Проведем анализ полученных результатов по Постоянным покупателям.
Валовая прибыль для документа «Классификация покупателей по стадиям взаимоотношений» рассчитывается как:
Валовая прибыль (руб.) = Стоимость продажи (руб.) включая НДС – Себестоимость (руб.).
В отчете «Валовая прибыль» данный показатель рассчитывается следующим образом:
Валовая прибыль (руб.) = Стоимость продажи (руб.) Без НДС – Себестоимость (руб.).
Показатели для расчета с детализацией по реализуемым товарам и документам-регистраторам можно получить с помощью отчета «Валовая прибыль» (рис. 12):
Рис. 12
Итак для нашего анализа Валовая прибыль по Покупателю 1 составила:
84 000 руб. – 56 000 = 28 000 руб.
По Покупателю 2
517 500 – 345 000 = 172 500 руб.
Эти данные мы получили в колонке «Параметр (значение)» (рис. 13):
Рис. 13
Далее на основе стабильности данного показателя программой рассчитывается «Коэффициент вариации». Причем при расчете коэффициента программой также будет учитываться стабильность ассортиментного состава товаров, реализуемых данному покупателю.
По кнопке «История» в документе также можно просмотреть историю изменений стадий текущего контрагента. При проведении документа формируются записи в регистр сведений «Стадии взаимоотношений с контрагентами» на дату документа.
На основании зарегистрированных в системе данных можно построить отчет «Анализ стадий взаимоотношений» (интерфейс «Управление продажами – меню CRM) (рис. 14).
Рис. 14
Если на предприятии нет задачи хранить историю и анализировать динамику изменения класса и стадий взаимоотношений с клиентами и требуется лишь получение данных на определенную дату, тогда можно не создавать документы, описанные выше, а воспользоваться отчетами «ABC-анализ продаж», «XYZ/ABC – анализ продаж» (интерфейс «Управление продажами» – меню «Продажи»).
Отчет «ABC-анализ продаж»
Данный отчет позволяет распределить по классам 3 вида объектов: Контрагенты, Номенклатура, Менеджер покупателя (рис. 15):
Рис. 15
Параметр для распределения выбираем в поле «Параметр анализа» в шапке отчета» из следующих вариантов (рис. 16):
Рис. 16
В настройке отчета (вызывается по кнопке «Настройка» на закладке «Общие» выбираем показатели, которые будут выведены в отчете (рис. 17).
Рис. 17
На закладке АВС-классы обязательно нужно указать критерии распределения по классам (рис. 18):
Рис. 18
В итоге можем получить следующие варианты отчетов:
Рис. 19
Рис. 20
Данный отчет совмещает в себе 2 вида анализа: по привлекательности (АВС) и стадиям взаимоотношений (XYZ). Настройка отчета производится аналогично.
Анализ по контрагентам (рис. 21):
Рис. 21
Анализ по Номенклатуре (рис. 22):
Рис. 22
В результате такого анализа можно сделать выводы о ценности для компании конкретных клиентов, реализуемого ассортимента товаров (продукции, услуг). Оптимально распределить усилия и организовать работу сотрудников, отвечающих за продажи и обслуживание клиентов.
Введите ФИО
Введите телефон
Введите E-mail
Введите комментарий
Введите информацию
Заполняя форму, я принимаю политику конфиденциальности
Выбранные услуги:
Зарегистрируйтесь, чтобы получить бесплатный доступ к ценной информации! После регистрации Вы сможете продолжить чтение этого методического материала .
Для того, чтобы продолжить читать статью далее, необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
Введите фамилию
Введите имя
Введите отчество
Введите организацию
Введите должность
Не принята политика конфиденциальности